Рывковый трос

Рывковый трос

Традиционными способами буксировки автомобиля являются применение жёсткой сцепки, металлического или сплетённого из волокон троса, а то и просто выталкивание в непосредственном контакте. Все они имеют свои достоинства и недостатки, но вряд ли применимы, когда масса буксируемого автомобиля сравнима или превышает массу буксирующего. Те же проблемы возникают при вытаскивании машины любой массы, когда вмешиваются внешние факторы, автомобиль может плотно сидеть в грязи, снегу или направление тяги идёт на подъём. В этих случаях прикладываемое усилие может привести к разрушению буксирных приспособлений, деформации элементов кузова или рамы, катастрофическому износу узлов трансмиссии спасателя.

Чем отличается рывковый трос.

Основное отличие – способность троса к растяжению, точнее, обратимой упругой деформации. Трос работает как пружина, обладая возможностью накапливать энергию. При этом пиковые усилия будут значительно снижены по отношению к более жёстким устройствам. Появляется способность к аккумулированию динамической энергии буксирующего автомобиля, отсюда и названия – динамическая стропа или даже просто динамка. 

Принцип действия.

С динамической стропой нет необходимости развивать тянущее усилие, используя при этом лишь крутящий момент двигателя, пусть и многократно усиленный агрегатами трансмиссии. Обычно это чревато подгоранием сцепления или поломками деталей. Буксировщик может набрать некоторую скорость до момента натяжения троса, а затем продолжать двигаться, передавая часть своей накопленной кинетической энергии материалу стропы. Усилие на крюке при этом возрастает плавно, без грубого рывка или удара, до того момента, когда оно станет достаточным для преодоления сил, удерживающих буксируемый автомобиль в состоянии покоя. Или до полной остановки спасателя. В последнем случае процедуру придётся повторить, увеличив начальную скорость, при которой будет выбрана слабина троса.

В любом случае величина силы, приложенной к тросу и крюкам, остаётся под контролем и её легче не довести до разрушительной величины. К тому же эта сила может значительно превышать то её значение, которое способен развить буксировщик на своём крюке или фаркопе при трогании с места. Ведь она ограничена двумя факторами – крутящим моментом на колёсах и коэффициентом сцепления шин с поверхностью. И никогда легковушка не сможет стронуть с места грузовик. А с динамической стропой такое случается. Даже если не удаётся сдвинуть застрявшего, остановившийся буксировщик с натянутым тросом сохраняет приложенное усилие, что облегчит применение дополнительных средств.

Правила применения.

В основе всего всегда должна лежать безопасность. Поэтому надо помнить, что динамическая стропа способна накопить немалое количество энергии и обращаться с ней при работе следует с соответствующей осторожностью. Например, если от одной из машин будет оторвано буксирное приспособление или даже элемент конструкции, то эта деталь в свободном полёте мгновенно получит весь данный запас энергии. При попадании в автомобиль, или гораздо хуже, в человека, последствия будут катастрофическими. Тот же эффект возникнет при разрыве троса. Его концы хоть и не обладают значительной массой, но в соответствии с известной школьной формулой кинетической энергии, приобретут огромную скорость. С тем же результатом.

Следовательно, перед применением надо тщательно осмотреть все силовые элементы и сам трос. На нём не должно быть надрывов и сильных потёртостей, а места его крепления содержать трещины и некачественный крепёж. Приваренные детали не могут быть поражены коррозией в местах наложения швов.

Рядом с тросом нельзя находиться людям, тем более как-то поддерживать его или направлять. Иногда это смертельно опасно. А сам трос дополнительно страхуется гасителем, подвешенным к середине стропы.

Как выбирать трос.

Стропа должна быть максимально длинной. Так она и облегчает возможность установки тягача в оптимальном месте, и обеспечивает большее накопление энергии при удлинении.

Это должен быть именно рывковый динамический трос от известного производителя. Многие синтетические изделия для обычного буксирования тоже могут обладать способностью растягиваться, но при этом не всегда обратимо, что сводит к нулю их динамические свойства и ведёт к быстрому обрыву.

Прочность троса на разрыв обычно связана с его оптимальноё нагрузкой. Если стропа предназначена для грузовиков, то не надо считать, что она будет хорошо работать и с легковым автомобилем, при этом имея запас по прочности. Скорее всего она будет вести себя при небольших нагрузках как обычный жёсткий трос со всеми вытекающими последствиями.

Трос должен обладать определённым демпфирующим эффектом. То есть не отдавать всю энергию мгновенно, а действовать более аккуратно, примерно так, как работает автомобильная подвеска с гидравлическим амортизатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все права защищены; 2019 Автомобильные новости
;