Система водяного охлаждения

Система водяного охлаждения

Сгорающая топливно-воздушная смесь в цилиндрах двигателей образует газы, температура которых может достигать от 1800 до 2200 градусов по Цельсию. Значительное увеличение температуры ведет к подгоранию смазки в двигателе, нарушаются рабочие зазоры между работающими деталями, как результат увеличивается их износ и работающий двигатель может заклинить.

При работе холодного двигателя понижается его мощность. В связи с тем, что смазка более вязкая увеличивается трение между деталями и узлами, что соответственно повышает их износ.

Система водяного охлаждения призвана поддерживать оптимальный температурный режим работающего двигателя, подразделяется на открытую и закрытую.

Открытая система сообщается с внешней средой посредством пароотводной трубки.

Закрытая, с внешней средой не сообщается и как следствие этого более высокое давление (ОЖ) охлаждающей жидкости в системе, температура нагревания допускается до 110-120 градусов Цельсия.

Устройство такой системы: 

— радиатор; 

— вентилятор; 

— насос (помпа); 

— рубашка, для охлаждения головки и блока цилиндров; 

— термостат; 

— температурный датчик, установленный в блоке цилиндров; 

— расширительный бачок для ОЖ; 

— шланги и патрубки; 

— радиатор с вентилятором для отопления салона автомобиля в холодное время года; 

— датчик температуры на приборной панели.

По способам циркуляции ОЖ системы водяного охлаждения бывают принудительные, 

термосифонные, комбинированные.

Принудительная система приводится в действие насосом (помпой), который крепится к двигателю. 

В термосифонных системах ОЖ циркулирует из-за разницы в плотности, при нагревании в двигателе и охлаждении в радиаторе.

Комбинированные — одновременно используются и принудительная, и термосифонная системы.

В современных автомобилях наиболее распространены системы, где ОЖ циркулирует принудительно, под действием крыльчаток насоса (помпы).

Принудительная циркуляция проходит в двух контурах системы, малом и большом. Она достигается следующим образом.

При запуске холодного двигателя помпа (насос) приводит в движение жидкость, которая начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор, пока ее температура не поднимется до «рабочей», около 80 градусов.

Когда температура ОЖ в двигателе достигает «рабочей» отметки, включается термостат и циркуляция продолжается через радиатор, по большому кругу.

При чрезмерном нагревании двигателя, особенно в летнюю жару, автоматически включается вентилятор, который гонит потоки воздуха, охлаждая непосредственно радиатор и наружную поверхность двигателя. После понижения температуры ОЖ в системе вентилятор отключается.

На некоторых моделях автомобилей используется вентилятор, который работает постоянно, благодаря соединению со шкивом коленвала отдельной ременной передачей. 

Описывая охлаждение двигателя необходимо отдельно остановиться на самих жидкостях-теплоносителях, используемых в системах — это вода и антифриз. Именно антифриз, с множеством присадок, применяется как охлаждающая жидкость практически во всех двигателях. (Тосол относится к неорганической группе антифризов). До необходимой концентрации антифриз разводится добавлением дистиллированной воды. 

Во время эксплуатации автомобиля возникают неисправности, свойственные системе водяного охлаждения. К наиболее распространенным из них относятся: 

— ОЖ подтекает в местах соединения или на самих шлангах и патрубках; 

— течь радиатора; 

— неисправность термостата; 

— выход из строя насоса (помпы), в большинстве случаев из-за поломки подшипника или подтекает жидкость через сальник; 

— засорение радиатора или даже всей системы; 

— при повышенной температуре ОЖ не включается вентилятор; 

— течь ОЖ из-под головки блока цилиндров; 

— нарушение герметичности крышки радиатора.

Эксплуатируя автомобиль, водитель должен периодически проверять: 

— уровень ОЖ в расширительном бачке; 

— состояние шлангов, патрубков, их креплений; 

— состояние антифриза (его цвет, чтобы не был коричневый (следы ржавчины) и плотность (особенно перед зимней эксплуатацией)); 

— наличие или отсутствие следов антифриза на блоке цилиндров и щупе проверки уровня масла в двигателе.

При должном уходе за системой водяного охлаждения, своевременном устранении неисправностей, периодической ее промывке и замене самой ОЖ двигатель автомобиля будет работать с максимальной мощностью, минимальным расходом топлива, а поездки всегда будут комфортными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все права защищены; 2019 Автомобильные новости
;