Стук в двигателе

Стук в двигателе

Все посторонние шумы в автомобиле можно условно подразделить на предупреждающие, настораживающие и катастрофические. Но двигатель – тема особая. Он имеет свойство внезапно и полностью разрушаться, поскольку в нём каждый момент времени выделяет значительную энергию и если эта энергия будет направлена не по предназначенному ей пути, то она просто сметёт всё на своём пути, включая самые массивные и прочные детали. В самом лучшем случае это закончится дорогостоящим капитальным ремонтом, в худшем – мотор пойдёт под замену. Поэтому проще прислушаться и оценить потенциальную угрозу от стука. При этом важно не только отделять один стук от другого, но и не принять шум от других узлов и агрегатов за проблемы с мотором. По ложному пути можно далеко углубиться, что часто и происходит.

Чем слушать.

Вообще-то ушами. Но возможности человеческого слуха ограничены, поэтому следует применять некоторые простые приспособления.

Самое простое – это жестяная банка с прикреплённым к донышку длинным металлическим щупом. Конструкция настолько же примитивная, насколько и хорошо позволяет локализовать источник шума. Обладает вполне приличной полосой пропускания по звуковым частотам, позволяет воспринимать как гулкие звуки, так и высокочастотное щебетание, например, от изношенного подшипника.

Чуть посложнее устроен медицинский фонендоскоп, но у него масса преимуществ. Во-первых, он специально предназначен для прослушивания. Заводское изделие. Во-вторых, более-менее отсекает посторонние шумы, если правильно вставить его трубки в уши. Ну и самое главное – человек, прослушивающий двигатель фонендоскопом, необычайно умно выглядит и вызывает большое уважение окружающих.

Стуки середины и низа мотора.

Издаются цилиндро-поршневой группой и коленчатым валом. Оттуда же доносятся шумы масляного насоса и всяческих дополнительных устройств, вроде балансиров и валиков привода вспомогательных агрегатов.

Поршни и поршневые пальцы стучат достаточно звонко, а звук доносится от середины блока цилиндров. Следует сразу развенчать миф о том, что характерный звук при работе мотора на некачественном топливе под нагрузкой на низких оборотах, очень звонкий и слышный даже в салоне – это не «пальцы стучат», как уверенно заявляют абсолютно все дилетанты, это детонация, волны которой с огромной скоростью бьют в днище поршня как в барабан, только очень маленький и жёсткий, возбуждая его колебания именно с таким гармоническим спектром. Звук пропадает после заправки нормальным бензином. Заодно и лампочка контроля двигателя погаснет, которая отреагировала на запредельный сигнал от датчика детонации, не устраняемый никакими отскоками зажигания на запаздывание.

Глухой металлический стук издаёт коленвал. Источник в самом низу. Скорее всего этот сигнал сам по себе неинтересен, поскольку его появление означает только одно – двигатель надо немедленно отправлять в ремонт, иначе хуже будет. Тут редко ошибаются, настолько явно слышна угроза в мрачном стуке из моторного подвала.

Значительно сложнее диагностировать по звуку проблемы с масляным насосом, тем более, что на разных моторах он по-разному устроен и соответственно издаёт разные звуки. Можно примерно оценить их как небольшое постукивание или скрежет. Тут как раз хорошо поможет локализация звука фонендоскопом в автомобильном исполнении, со щупом.

Звуки сверху.

Основной источник тут – механизм газораспределения. Стук клапанов хорошо известен мотористам. Некоторые не очень опытные часто путают его со стуком механических толкателей, возникающем из-за их увеличенных зазоров в гнёздах. Стук изношенного распредвала немного другой, он более глухой и обычно бывает погромче. Хотя самый громкий – это стук гидрокомпенсаторов. Дело в том, что клапанные зазоры при этом вырастают до совсем уж неприличной величины. И внезапно могут исчезать, если полуживой гидрокомпенсатор всё же последними усилиями набирает в себя масло. Всё равно, надо срочно менять.

Прочие шумы.

Чаще всего доносятся со стороны передних крышек двигателя. Тут сконцентрированы приводы газораспределения, помпы и навесных агрегатов. Прослушиванию поддаются с трудом, проще выделять подозрительные места и последовательно их исключать методом снятия с них нагрузки. Например, удалить приводной ремень и повращать генератор, шкивы компрессора, насоса или ролики ремня вручную.

До цепного привода распредвалов на большинстве моторов добраться нелегко, но стук весьма характерный и усиливается при резкой смене режима, например, добавлении или сбросе газа. Цепь будет шуршать и аритмично позвякивать, ударяясь о своё окружение.

Со стороны двигателя можно услышать и шумы сцепления, а также коробки передач. С коробкой попроще, звук пропадёт, если выжать сцепление. Особенно если при этом ещё и повключать разные передачи для гарантированной остановки вращения валов. Демпфер сцепления тоже прекратит звучать, а вот выжимной подшипник не перестанет, но изменит тембр. Следует помнить, что при выжиме сцепления возникает осевая нагрузка на коленвал, из-за чего тоже может возникать маскирующий стук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все права защищены; 2019 Автомобильные новости
;